«В настоящее время очень многие говорят о воскресной школе для детей, — говорит священник Александр Вербило. — Но мы решили в первую очередь начать серьезно работать со взрослыми. А уж они сами потом приведут в храм своих детей. Если же в воскресную школу приходит только ребенок, то, возвращаясь, домой, он попадает в обстановку, где может потерять все, что получил в храме».
Именно поэтому, по мнению настоятеля очень важно, образовывать в первую очередь взрослых, чтобы они достойно воспитали своих детей. Для этого три раза в неделю в церкви проводятся лектории, где пастыри не просто зачитывают доклад на заданную тему, а в открытой, доверительной беседе отвечают на вопросы. Это живое общение, дискуссия. После — совместное чаепитие и снова разговор о духовном. Кроме того, в Центральной городской библиотеке им. И. Колодеева действует видеолекторий под названием «Узнаем о Православии», куда может прийти каждый желающий. Там же создан отдел православной литературы. Да и в самом храме, в приходской библиотеке можно взять почитать книги духовного содержания. Летом в приходе практикуются выездные лектории. Когда батюшки и прихожане собираются на природе и там, можно сказать, совмещают приятное с полезным — духовную беседу и отдых.
«При таком подходе, — подчеркивает отец Александр, — возникает, в хорошем смысле, конкуренция между приходами. И поскольку каждый священник имеет какие-то свои склонности, способности, каждый храм имеет свой дух. В одном храме любят молиться, в другом — хорошая проповедь. Вот в нашем храме больше развита работа с молодежью и людьми старшего поколения. А в другом, недавно открывшемся храме, батюшка более склонен работать с подростками. Лучше, конечно, работать в узком направлении, чтобы не распылять силы. Но если нам удастся воспитать людей, способных вести миссионерскую работу с прихожанами, то нашу деятельность можно будет расширить».
Но деятельность храма направлена не только на воспитание взрослых, здесь в большом количестве воспитываются дети и молодежь.
«Не правы те, кто считает, что христианская религия — это религия плача, — говорит отец Александр, — человек стремится к свободе, рвет оковы всякого рабства. Для истинно верующего человека желанно только одно рабство — ощущение и осознание себя рабом Божьим. Только осознав себя таковым, становится он по-настоящему свободным. Потому что в стремлении к Богу — истинная свобода души».
С осени 1996 года многие молодые прихожане стали приводить в храм своих маленьких детей. Община росла, детей и молодежи становилось все больше. Молодые певчие и чтецы тоже приводили своих малышей на богослужение, и вскоре встал вопрос о том, как занять, организовать маленьких непосед во время Литургии.
Первый детский рождественский концерт состоялся в январе 1998 года в нижнем храме. Посмотреть и поддержать детей пришли, наверное, все прихожане и родные — людей было так много, что юным артистам приходилось выступать в непосредственной близости от своих зрителей.
Сейчас проведение Рождественских утренников и Пасхальных концертов стало неотъемлемой традицией. От учащихся Воскресной школы прихожане получают подарки, выполненные своими руками.
В 2017 году наша Воскресная школа отпраздновала свое 20-тилетие со дня ее основания. В верхнем пределе храма был проведен Рождественский концерт с участием творческого коллектива учреждения образования «Борисовский государственный колледж». Учащиеся показали постановку театра «Батлейка» «Раство Хрыстова».
Православное воспитание детей дошкольного возраста — это первая ступенька в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно,чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, адекватному проявлению своих чувств.
Поэтому в храме организована работа «детского воскресного сада». Большинство детей (от 4 до 6 лет) приходят в храм с родителями к началу Литургии. Пока родители находятся на службе, дети получают первичные знания о Боге, о духовном мире, о молитве, о Библии, храме Божием, о церковных праздниках, занимаются рисованием, лепкой. Дети принимают участие в Таинстве Евхаристии.
По субботам в нашем храме организованы занятия с детьми 7–10 лет (начальная ступень) в детском православном объединении «Свечечка». Преподавателями Вронской Мариной Александровной и Решетняк Татьяной Витальевной разработана программа «Лучик православия». В данной возрастной группе особое внимание уделяется не только вероучительным предметам, но и творчеству наших детей. В увлекательной форме проходят занятия музыкой, рукоделием. Это помогает ненавязчиво дать знания о важнейших событиях Священной Библейской и Церковной истории, о нравственном духовном законе, и помогает овладеть детям основными навыками добродетельной жизни (по совести). Такие творческие занятия помогают в достижении нашей главной цели — православном воспитании ребенка, активизации его творческого личностного начала. На занятиях развиваются нравственные чувства, уважение и любовь к родителям, старшим, друг к другу, к Родине, к окружающему миру, как творению Божию.
Дети учатся применять полученные знания для духовного и нравственного совершенствования и помощи ближнему. Сложнее и насыщеннее проходят занятия со старшей группы Воскресной школы (11–16 лет). Вероучительными предметами являются: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Православное Богослужение (Литургика), Основы православного вероучения (Катехизис), история Христианской Церкви, Христианская этика. Педагоги рассказывают не только о том или ином евангельском событии, но обязательно раскрывают, как это связано непосредственно с каждым из нас, с нашими проблемами в семье, в школе, в реальной жизни конкретного человека и общества в целом. Иногда ребята сами задают темы очередных занятий: о добре и зле в мире и в самом себе, о войне, о семейных отношениях и другие.
Директором Воскресной школы на протяжении двадцати лет является Жеман Татьяна Леонидовна.
Юная душа, хрупкая и податливая, воспринимает мир и обогащается через чувства и эмоции. Этому всему в полной мере способствует коммуникативная разновидность преподавания: обучая, мы общаемся и воспитываем, а воспитывая, мы обучаем и общаемся. Дети с удовольствием посещают уроки Татьяны Леонидовны, где царит серьезность, допускающая шутку и радость, которой хочется поделиться с окружающими.
В начале урока (во всех возрастных группах) — приветствие и молитва, едва ли не самая важная и основополагающая часть занятия — наше обращение к Господу. И оно есть поистине нашим, общим. И это делает нас единомышленниками. Для детей и юношества невероятно важны логичность и целесообразность слов и действий. И если тема предстоящего урока не из простых, то как же не обратиться ко Господу с просьбой о том, чтобы Он подал разумение, неспешность, рассудительность и ясность ума? Таким образом, ненавязчиво, мы обучаем детей быть последовательным в действиях и начинать важное, а порой и нелегкое дело с молитвы. А теперь можно погрузиться и в самые сложные проблемы. И чем острее и актуальнее будет тема урока, тем сильнее она коснется молодого сердца. Занятия в школе не сводятся к классно-урочной форме. Лучшим содействием достижению образовательных целей учебно-воспитательного процесса является участие в церковных службах: в Таинствах Исповеди и Причастия. С удовольствием ребята выполняют различные послушания. Старшие ребята помогают во время проведения ярмарок, разливают воду в праздник Богоявления, выполняют, по мере необходимости, различные поручения во время многолюдных праздников. Во время проведения занятий в нашей школе активно используются аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. В перерывах между занятиями проводятся игры, чаепития. Занятия в нашей Воскресной школе иногда посещают и некрещеные дети — для них как раз это и становится оглашением. За последние два года над двоими ребятами — учениками нашей школы 8 и 11 лет было совершено Таинство Крещения. В настоящее время еще одна девочка 16 лет готовится к этому важному событию. В рамках программы Воскресной школы регулярно организуются паломнические и познавательно-развлекательные поездки. За время работы школы ребята вместе с педагогами и родителями дважды были в Жировичском монастыре, в монастыре Святой Преподобной Ефросинии Полоцкой, посещали церковь и источник святителя Николая в Логойске, монастырь в Могилеве, Храм Всех Святых в Минске, неоднократно были в Свято-Елисаветинском монастыре в городе Минск, где посещали мастерские. Традиционными стали поездки в агрогородок Зембин в храм Святого Архистратига Михаила, где настоятель, протоиерей Андрей Капульцевич увлекательно проводит экскурсии, а ребята выступают с праздничными Рождественскими и Пасхальными концертами.
Большое внимание в нашей школе уделяется подготовке и проведению праздников: Пасхи, Рождества, Покрова Пресвятой Богородицы, началу и окончанию учебного года, Дня православной книги и др. Мы готовим концертные программы, утренники, устраиваем тематические выставки — ярмарки детских творческих работ, другие праздничные встречи и мероприятия. Это важно не только для наших воспитанников, но и для других людей, т. к. с этими программами мы выступаем в различных учреждениях образования города, в центральной городской библиотеке перед различной аудиторией. Так, традиционными стали встречи в я/с № 35, СШ № 2, СШ № 20, гимназии № 1, Центре коррекционно-развивающего обучения и развития и клубе «Солнышко», который посещают дети-инвалиды и их родители. С 2011 по 2015 год в нашей школе была организована работа детского хора (под управлением иерея Сергия Прокопчика), многие выпускники которого в настоящее время поют на клиросе на Божественной Литургии. Воспитанники воскресной школы Храма Рождества Христова также участвуют в мероприятиях, организованных отделом религиозного образования и катехизации г. Борисова: творческие выставки «Чудо Рождества» и «Пасхальное яйцо», конференция «Мой род — мой народ» и др. В этом году двое наших учащихся — Алиса Колосова и Иван Лешко принимали участие в международной интеллектуальной игре «Фавор» в г. Гомеле. Ежегодно летом многие из наших ребят с удовольствием отдыхают в лагере православного краеведения «Истоки», работа которого организована СШ № 24 и Борисовским благочинием.
Во всех делах мы опираемся на родителей и активных прихожан нашего храма. В организации учебно-воспитательного процесса мы постоянно советуемся с духовным руководителем школы, настоятелем храма протоиереем Александром Вербило, другими священнослужителями.
Наши первые ученики уже выросли, многие из них стали достойными людьми, некоторые — священниками, некоторые выбрали для себя специальности врачей, программистов, музыкантов и т.д., они живут в разных городах Беларуси, России и в других странах. Многие создали свои семьи, в которых родились дети. Мы думаем, что пребывание их в детской воскресной школе и участие в Церковных Таинствах помогли им сформировать свою систему ценностей на христианской основе и личностно состояться. Вот он первый плод рождения духовности и нравственности.
Основной педагогический подход в работе нашей школы — дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но, в первую очередь, привить ему опытное, сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой «от сердца к сердцу».
Мы убеждены, что сегодня главным методом христианского воспитания является вдохновение. Надо вдохнуть силы Церкви в ребенка, поднять его с одра «расслабленного возбуждения», к которому он прикован сегодняшней массовой культурой, вдохновить на жизнь, терпение, труд, радость. Если ребенок, придя в Воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое переживет — это останется с ним уже навсегда, поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении. Педагогическое общение и воспитание в нашей Воскресной школе наполнено живым опытом Богообщения, памятуя, что всякий вмещает его «якоже можаху». Истинно бережное, чуткое и внимательное отношение к делу образования может принести благие плоды в долгосрочной перспективе.